«Ливан» на полтора часа запирает зрителей в танке
Фильм «Ливан» спустя почти год после полученной им главной премии Венецианского кинофестиваля добрался до России. Дебютант Самуэль Маоз, которому скоро стукнет полтинник, не добавляя ничего нового к теме антивоенного кино, показывает, как оригинальный подход может освежить вроде бы изживший себя жанр.
Идет июнь 1982 года. На территорию Ливана вторгаются израильские войска с целью уничтожить базы так называемой ООП— Организации освобождения Палестины. Прикрытие израильских солдат ложится на экипаж танка, состоящий из четырех человек. Для очередной зачистки территории и без того трещащий по швам танк вместе с небольшой группой солдат направляют в город. Эта прогулка в консервной банке станет дорогой в ад и обратно для четверки экипажа, которая, утирая пот со лба и паля почем зря из пушки, поймет что-то необъяснимо важное о себе и об этом мире.
Крест-накрест
Этот бесспорный хит авторского кино ( показывался в рамках 32-го ММКФ ) получил три приза, включая «Золотого льва» в Венеции в 2009 году, став заодно первым израильским фильмом, который удостоился высочайшей награды итальянского киносмотра. По теме военного, а тем более антивоенного кино (коим является «Ливан») сказано уже было предостаточно по делу и без, но режиссер Самуэль Маоз обогатил этот жанр не столько содержательной стороной, сколько формальной.
В 2009 году Самуэль Маоз стал лауреатом «Золотого льва» Венецианского кинофестивал Источник AFP
Не имея ранее никакого опыта в кино, он выдумал простую вещь— снять всю войну из тесной и смердящей кабины танка. За исключением красивейшего кадра с подсолнухами (который в начале фильма и в конце вызывает совершенно противоположные эмоции) вся окружающая действительность тут подана через прицел пушки, который крест-накрест делит ужасы войны— взрывы, городские руины, ревущие дети, плачущие матери и неопределенность за каждым углом.
Собранный в тесный танк квартет еврейских солдат ближе к середине уже напоминает единого героя, вернее его голову, в которой четверо танкистов, подобно мыслям сходящего с ума человека, наперебой орут друг на друга, хватаясь то за какие-то рычаги, то за друг друга. При этом создается поразительный зрительский эффект: с одной стороны танк подается как последние убежище от взрывов и пальбы, с другой— хочется плечами вытолкнуть крышку башни, чтобы вырываться из этой тесной духоты.
Трейлер фильма «Ливан», обладатель Золотого льва Венецианского кинофестиваля 2009 года Источник Youtube
Участь танкиста
Этот клаустрофобский дискомфорт, от которого никуда не деться, преследует на протяжении всех полутора часов экранного времени. В этом плане режиссерские находки дебютанта Маоза, почти подобравшегося к 50-ленему возрасту, потрясают— насколько сходу хорошо нужно чувствовать картинку и звук, чтобы так органично переложить на язык кино свой собственный опыт начала 80-х.
Один из четверки экипажа— прототип самого Маоза, который выжил в этом пекле, чтобы спустя почти 20 лет исполнить мечту и переложить это все на пленку. Для съемок в павильоне был сооружен макет танка, кабина которого была в полтора раза больше реальной модели, чтобы туда, помимо четверки актеров, мог поместиться оператор с камерой. До начала съемок каждого из танкового экипажа запирали в рефрижераторе с температурой в 45 градусов, а затем начинали стучать по стенкам, имитируя разрывающиеся снаружи снаряды. Доступнее объяснения, что представляет из себя участь танкиста, видимо, просто нет.
Во время 32-го ММКФ Самуэль Маоз лично представил «Ливан», рассказав после показа, что фильм основан на реальных событиях, произошедших с ним лично в 1982 году во время ливанского конфликта Источник GZT.RU
Разговор в жестяном корыте
Вообще опыт израильских волнений дал о себе знать в кинематографе именно к концу двухтысячных, когда оказалось, что военные конфликты 80-х затронули так или иначе практически все новое поколение режиссеров. К примеру, той же первой войне в Ливане был посвящен фильм «Бофор» Йосефа Сидара, который за эту работу получил «Серебряного медведя» в Берлине в 2007 году. И не менее, чем Ливан, изобретательно снятый в 2008 году документальный мультфильм «Вальс с Баширом» (номинант на «Оскар» и Каннскую ветку) Арии Фольмана говорит о той же самой войне в Ливане 1982 года.
Не добавляя ничего нового к антивоенной тематике, Маоз, как и Фольман, расширяют жанр формой, показывая, что на серьезные военно-политические темы недавнего прошлого можно говорить крайне художественно— как языком анимации, так и не вылезая из жестяного корыта.
Источник: http://www.gzt.ru/topnews/culture/-livan-na-poltora-chasa-zapiraet-zritelei-v-tanke-/319051.html?from=reader
Комментарии: 0:
Отправить комментарий
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница