среда

Погоня за прибылью убивает русский арт-хаус

Российский кинобизнес, наконец, можно перестать называть убыточным. Впервые за его историю общие сборы фильмов значительно превысили суммарный производственный бюджет, подсчитала исследовательская компания RFilms. GZT .RU выяснила, каких жертв это стоило кинорынку.

С начала года российская киноиндустрия собрала в прокате 3,5 млрд рублей, при этом совокупные затраты на производство фильмов, без учета бюджета «Утомленных солнцем-2″, были на 26% меньше— 2,6 млрд рублей. Такое с отечественным кино случилось впервые— в предыдущие годы все было с точностью до наоборот: затраты продюсеров почти в 2 раза превышали суммы, полученные от проката.

Правда, причина не в том, что зрители стали чаще смотреть отечественную кинопродукцию— в России сократилось число фильмов, вышедших в прокат, а их средний производственный бюджет стал меньше. Так, с начала 2010 года было завершено 65 фильмов (два из них анимационных), из которых на киноэкраны дошло меньше половины— всего 29. В среднем на одну картину было потрачено 87 млн рублей— это на 17 млн меньше, чем в 2009-м.

Большой куш По подсчетам RFilms, уже 6 фильмов успели собрать кассу более чем в два раза превышающую затраты на съемки, в то время как в прежние годы таких показателей добивались максимум 5 фильмов. Лидеры этого года по рентабельности— «Наша Russia: Яйца Судьбы», «О чем говорят мужчины», «Любовь в большом городе 2″, «Ирония любви», «Черная молния» и «Кандагар». До конца года число окупившихся картин может вырасти. Таким образом, этот год может стать самым успешным для российской киноиндустрии.

«Учитывая то, что производство этих фильмов было начато в 2008–2009 году, можно сделать вывод, что российские продюсеры значительно оптимизировали производственные бюджеты в период экономического кризиса и более осмысленно стали подходить к жанровой политике»,— говорит гендиректор RFilms Константин Нафиков.

С другой стороны, по его словам, кинотеатры стали более избирательно подходить к прокату отечественных картин. Так, за последние несколько лет в прокат выходило порядка 80 проектов. С начала же этого года в России состоялась премьера только 29 фильмов (с учетом релиза 2009-го года «Черная Молния») и до конца года планируется выход не более 25 картин. «Таким образом, по итогам 2010-го мы получим в прокате максимум 54 фильма, в то время как количество завершенных проектов должно остаться на уровне 2007–2009 года— около 110,— говорит Нафиков.— Уменьшение картин, скорее всего, связано с сокращением выхода в прокат российского авторского кино».

Ненужное искусство

Отечественный арт-хаус, похоже, действительно, пал жертвой погони за прибылью. По данным «Бюллетеня кинопрокатчика», за этот год в кинотеатрах вышло только 7 российских фильмов ограниченного проката (считались картины, вышедшие в 10 и менее копиях), и их почти никто не увидел: за восемь месяцев отечественное арт-кино собрало всего 6 тысяч зрителей и чуть более 1 млн рублей. Даже в кризисном 2009-м русский арт-хаус собирал в 5 раз больше денег и публики— 9 вышедших фильмов заработали 5,8 млн рублей и вызвали интерес у 32,5 тысяч человек.

«Ситуация с арт-хаусом в России катастрофическая. Наш зритель разучился воспринимать не просто сложное кино, но даже то, которое хотя бы немного отличается от традиционного голливудского. Например, если раньше большим успехом пользовалось хорошее азиатское кино вроде „Темных вод» или „Затоичи» то теперь интерес к таким фильмам резко упал,— говорит президент кинокомпании „Кино без границ» Сэм Клебанов.— А политика Голливуда в последнее время похожа на строительство пирамиды— все больше фильмов с гигантскими бюджетами (большая часть которых финансово-убыточны), все больше зрителей, которые к этому привыкают… К тому же культурная и информационная политика России последних лет, выбор передач для ТВ, полное отсутствие намека на кинообразование в школах сделали свое дело. По моим ощущениям, по арт-хаусным проектам наработка на копию снизилась вдвое».

Россиянам разонравились даже некогда востребованные азиатские фильм

Без драм По данным исследования UCPR Research, еще в 2008–2009 гг. арт-хаус входил в пятерку излюбленных жанров россиян. Опрос показал, что, помимо авторского кино, людям нравятся также комедии, приключенческие фильмы, триллеры и мелодрамы. Меньше всего зрители в России предпочитают смотреть мюзиклы, хорроры, военно-героические картины и драмы.

По словам Клебанова, в кризис появилась и новая тенденция, убивающая авторское кино— если раньше зритель мог пойти на «какой-нибудь необычный фильм», определившись с выбором уже в кинотеатре, то теперь, когда денег на развлечения стало меньше, аудитория старается выбрать заранее, какую картину посмотреть. Выигрывают, конечно, разрекламированные блокбастеры. «Арт-хаусу стало сложней договариваться не с кинотеатрами, а со зрителями. Бизнес лишь подстраивается под настроения публики, это же взаимосвязано»,— говорит он.

Главный приз «Кинотавра» в этом году получил авторский фильм «Перемирие» Источник Вести.Ru

«Мы проводили эксперименты— ставили в некоторых наших залах арт-хаус, но они стояли практически пустыми. Публика неподготовленная,— констатирует гендиректор киносети „Люксор» Сергей Сорочкин.— Никто не будет работать себе в убыток, это же бизнес». По его словам, достаточно широко авторское кино представлено в репертуаре сети «Люксор» в регионах— Ростове, Рязани.

«Понятно, что в России арт-хаус живет в резервации, в трагическом отрыве от зрителя, вне диалога с ним,— добавляет Клебанов.— Кино очень мрачное, сложное, и возможно сейчас измученный зритель не хочет дополнительных негативных эмоций. Может быть, российскому арт-хаусу стоит стать разнообразней и веселей, ему явно не хватает чувства юмора— в США, например, есть популярный жанр „драмкомедии»".

Источник: http://www.gzt.ru/topnews/business/-pogonya-za-pribyljyu-ubivaet-russkii-art-haus-/319043.html?from=reader

Комментарии: 0:

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница